Тарификация

Previous pageReturn to chapter overviewNext page

Для учета трафика клиента используются:

 

пакеты, учтенные сетевым драйвером на внутренних интерфейсах,
данные, идущие через прокси-сервер или SOCKS,
сообщения, принятые SMTP-шлюзом и переданные на адрес клиента.

 

Трафик в байтах измеряется подсчетом длины Ethernet пакетов. Есть возможность вести учет только по длине IP-пакета путем отбрасывания длины заголовка Ethernet пакета (14 байт на пакет). Это следует использовать, если провайдер также ведет учет по чистому IP трафику. Если провайдер ведет учет трафика по WAN протоколам (PPP, Frame Relay, HDLC и др.), то целесообразно учет Ethernet заголовков включить - размер заголовков Ethernet пакета и большинства WAN протоколов примерно сопоставим и сходимость данных будет более полной.

 

Сам прокси сервер, SOCKS и SMTP-шлюз фиксируют только полезные данные TCP-протокола. Для точного учета в прокси сервере и SOCKS используется дополнительный механизм учета TCP сессий в драйвере программы. Подробнее об этом см. в описании работы прокси сервера.

 

По умолчанию для клиента трафик считается платным, кроме -

 

Трафика на сам сервер. По этим понимается трафик на все IP адреса всех интерфейсов сервера.
Внутрисетевой транзитный трафик. Это трафик между всеми IP сетями всех внутренних интерфейсов. Данные от сетях тут берутся на основании таблицы маршрутизации.

 

У каждого клиента имеются 4 счетчика учета трафика, на основании данных которых рассчитывается все остальное:

 

Входящий и исходящий. В эти счетчики заносятся данные, учтенные сетевым драйвером, а также с прокси-сервера и SOCKS. Если трафик подпадает под действие скидок (наценок), заданных в фильтрах, то данные в счетчики заносятся уже с учетом этих скидок.
Трафик, считанный клиентом из кэша прокси-сервера.
Почтовый трафик.

Расчет суммы за трафик производится на основании этих счетчиков и тарифа клиента. В данные тарифа входят параметры:

 

Тип учета трафика: только входящий, только исходящий, по сумме и по максимальному значению.
Скидка (наценка) на исходящий трафик. Используется для реализации тарифа с отдельной стоимостью входящего и исходящего трафика.
Единица стоимости - необязательный параметр. Это могут быть мегабайты, рубли, доллары, у.е и другая произвольная единица. На тарификацию никакого действия этот параметр не оказывает, используется только для отображения единицы измерения.
Цена трафика. По умолчанию 1, т.е. подразумевается тарификация в мегабайтах.
Предоплаченный трафик.
Стоимость трафика из кэша в %. По умолчанию бесплатный (0%).
Стоимость почтового трафика в %. По умолчанию полностью платный (100%).
Способ начисления абонентской платы и тариф за время - см. далее. По умолчанию отключено.
Оплата по умолчанию. Подставляется при ручном старте новой сессии клиента в качестве оплаты. Также, если задана, подставляется в качестве первоначальной оплаты клиента при автодобавлении клиента. При этом клиент уже создается с не безлимитным доступом, а с автоблокировкой. Этот параметр также используется в некоторых скриптах автоматизации.
Размер кредита. Про кредитный режим см. далее.

 

При расчете стоимости трафика сначала вычисляется общий входящий и общий исходящий трафик клиента. Для общего входящего трафика суммируются данные счетчика входящего трафика, данные из кэша (с учетом стоимости в %) и данные почтового трафика (также с учетом стоимости в %). Для общего исходящего трафика суммируются данные счетчика исходящего трафика с учетом скидки (наценки) за исходящий, а также исходящая составляющая обмена в рамках SMTP протокола, зафиксированная при приеме сообщения через SMTP-шлюз.

 

Далее на основании тарифа исходя из полученного общего входящего и исходящего трафика вычисляется начисленный трафик исходя из типа учета трафика и предоплаченного трафика. Если значение предоплаченного трафика задано, то пока пользователь не израсходует его, трафик начисляться не будет. Заметим, что если в тарифе задан учет только исходящего трафика, в начисленный трафик значение кэшированного трафика не попадет.

 

Трафик тарифицируется в мегабайтах. Вычисляемые значения трафика отображаются с точностью до 3-х знаков, хотя при расчетах никаких округлений не производится.

 

Сумма за трафик вычисляется на основании начисленного трафика и цены.

 

Также можно дополнительно тарифицировать и время работы клиента. Имеется 2 режима начисления абонентской платы:

 

Начисляется плата за реальное время работы. Учитывается посекундно только то время, когда клиент активен, т.е. авторизован. Это может использоваться, например, в компьютерных клубах для биллинга Dial-Up. В тарифе задается стоимость за час работы.
Начисляется посуточная абонентская плата за все рабочее время сессии независимо от состояния клиента. Этот тип тарификации удобен, например, для домовых сетей. Для временного приостановления начисления абонентской платы можно перевести клиента в состояние ПАУЗА. В тарифе задается стоимость за сутки работы.

Результирующее значение тарификации клиента отображается в балансе, который вычисляется как результат вычитания суммы за трафик и суммы за время из оплаченной суммы. Значение баланса для клиента отображается агентом.

 

Таким образов билинг в программе работает в пределах сессии клиента. В других системах биллинга это еще называется как биллинговый период. Все вычисляемые данные пересчитываются каждый раз при изменении данных 4-х счетчиков клиента или тарифов. Это обстоятельство позволяет легко изменить тариф при наличии в них ошибки - данные будут немедленно пересчитаны.

 

Обнуление счетчиков клиента производится переводом его в состояние СТОП - см. далее.

 

Тарифы для клиента могут быть индивидуальными, общими для всех или общими для группы. Это позволяет гибко формировать различные тарифные планы.

Клиент может иметь 3 режима доступа -

 

Автоотключение. Работа клиента блокируется, если баланс отрицателен.
Безлимитный доступ. Тарификация ведется, но блокировка по балансу не производится. Этот режим может быть использован, например, для серверов, находящихся во внутренней сети или администраторов.
Запрет работы. При переводе клиента в этот режим его работа блокируется, но очистка его данных не производится. Все действия с ним запрещены, прием почты заблокирован. Это удобно, когда надо полностью отключить клиента, не удаляя на всякий случай его запись. При этом можно прописать другого клиента с  такими-же параметрами авторизации разрешить ему работу.

 

Если клиент работает с автоотключением и в тарифе у него задан размер кредита, то ему доступен кредитный режим. Он не будет блокироваться, пока его баланс не будет менее размера кредита. Имеется возможность настроить клиенту отдельные политики доступа в зависимости от того, работает клиент в кредит или нет -

 

в фильтрах имеется условие его применения в зависимости от этого состояния клиента.
для группы можно отдельно запретить весь трафик по умолчанию для клиента, работающего в кредит
у клиента в его настройках при его работе в кредит можно отдельно выставить ограничения по скорости

Для клиентом имеются 3 состояния его работы:

 

Работа клиента разрешена - он может работать. Если он авторизуется по имени, то для начала работы он должен еще авторизоваться.
Пауза. Работа клиента приостановлена, данные его счета сохраняются. Начисление абонентской платы приостанавливается. Почтовые сообщения при этом могут приниматься, а могут и не приниматься - в зависимости от настроек почтового шлюза.
Стоп - работа остановлена. Данные счета очищаются, но баланс запоминается и может быть использован для переноса при старте следующей сессии. Перевод клиента в это состояние может быть заблокирован для предотвращения случайной очистки его данных.

 

Таким образом перевод клиента в состояние СТОП и последующий запуск очищают все его счетчики и запускают новую сессию.

 

Эту операцию рестарта сессии следует производить, если требуется плановый перевод клиента на другой тариф. Тут также можно сделать и перенос остатка.

 

Вся информация о состоянии клиента фиксируется в файлах журнала. Запись туда обязательно производится при любом изменении его состояния. Также для отслеживания динамики его работы может быть включена запись с заданным периодом. По умолчанию задается интервал 10 минут.

 

На основании данных журнала для администратора могут быть созданы различные отчеты. Для клиента отчеты могут быть выданы через встроенный веб-сервер (кроме отчетов по журналам там для него доступна и текущая информация биллинга). Эта возможность для клиента сохраняется, даже если он заблокирован по балансу или расписанию.

 

Также имеется механизм восстановления состояния пользователя по записям из журнала (отката), что может быть полезно в случае каких-либо ошибок администратора или системного сбоя.

 

 

 


Текущая страница справки: help.smart-soft.ru/index.html?howworkbill.htm

Сайт разработчиков Traffic Inspector